На
фронтах Великой отечественной войны самой широкой известностью пользовался
наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему
по боевым качествам самолёта-штурмовика. В необходимости специализированного
бронированного самолёта для действия на малой высоте против живой силы и техники
противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. При
разработке и реализации проектов самолёта для поля боя конструкторы настойчиво
добивались создания такого бронирования, которое по возможности не ухудшало
бы аэродинамику самолёта. Пока броня была только в виде плоских и гнутых кусков,
форма фюзеляжа получалась угловатой , плохо обтекаемой, а самолёты очень тяжёлые.
При двигателях недостаточной мощности разбег был велик, а скорость-невысокой.
Изобретение двояковыпуклой брони, появление мощных двигателей при новом инженерном
решении использования самой брони, как составной части конструкции, позволило
в конце 30-х годов создать настоящий самолёт-штурмовик, каким и стал знаменитый
Ил-2.
Ил-2 моноплан смешанной конструкции. В первые
годы для экономики дефицитного металла хвостовую часть фюзеляжа и консоли
крыла ( его площадь – 38,5 м2, удлинение – 5,55) делали из дерева и фанеры
( с конца 1944 года – металлические). Шасси – обычное. Обе стойки с колёсами
складывались назад и убирались в крыло.Выступающая часть шасси закрывалось
обтекателем. Бортовое вооружение устанавливалось в крыле, бомбодержатели-
во внутренних отсека центроплана. Помимо того, под крылом штурмовика находилось
направляющие для реактивных снарядов. Серийные машины с двигателем АМ-35 развивали
скорость до 400 км/час при посадочной- 140 км/час. Опыт первого года войны
показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей
с задней полусферы. Поэтому в середине 1942 года конструкторы вернулись к
двухместному
варианту машины.
Крупнокалиберный пулемёт на задней подвижной
установке усилил оборону Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить
диапозон боевого применения самолёта. В период войны коллектив конструкторского
бюро Ильюшина продолжал совершенствовать самолёт. С 1942 года заводы
выпускали Ил-2 с двигателем Ам38Ф в 1750 л.с. Улучшенная аэродинамика и более
мощный двигатель позволили и при возросшем взлётном весе ( в зависимости от
бомбовой нагрузки от 5873 до 6360 кг) обеспечить штурмовику максимальную скорость
до 420 км/час. Было усилено и вооружение самолёта.Два из четырёх пулемётов
заменили 20-мм, а затем и более крупного калибра пушками. В состав бомбовой
нагрузки стали включать специальные противотанковые бомбы кумулятивного действия.
По«тиражу» самолёт Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тыс.
машин этого типа.