Истребитель Ла-5 с первых дней появления на фронтовых аэродромах отлично зарекомендовал себя в боях с немецко- фашистскими захватчиками. Лётчикам понравилась манёвренность Ла-5, его лёгкость в управлении, мощное вооружение, живучий звёздообразный мотор, неплохо защищавший от огня спереди. В конце 1943 года была выпущена её модификация – Ла-7. Размеры, очертания и двигатель АШ-82 Фн были те же. Благодаря значительно меньшим поперечным сечениям двутавровых металлических лонжеронов в крыле площадью 17,59 м2 освободился дополнительный объём для топливных баков. К таму же общий вес самолёта уменьшился. Это позволило усилить вооружение. Перенос воздухозаборника под капот двигателя, усовершенствование внутренней герметизации улучшили аэродинамику самолёта. Скорость Ла-7 достигла 597 км/час у земли и 670 км/час на высоте 6000 м. Принятый к серийному производству Ла-7 в последний год войны стал одним из основных фронтовых истребителей. На этом самолёте И.Н. Кожедуб, удостоенный трёх золотых звёзд Героя Советского Союза, одержал большую часть своих побед.
Вооружение Пе-2 состояло из двух неподвижных пулемётов для стрельбы вперёд, одного в верхней и одного в нижней установках – для стрельбы назад. Кроме того, у стрелка – радиста был пулемёт ШКАС на шкворневой установке
В зависимости от задания самолёт брал до 1500 кг бомб различного калибра. Четыре бомбы по 100 кг размещались на внутренней подвеске в фюзеляже, две –в мотогондолах. Более крупные подвешивались под центропланом. Взлётный вес – 7536-8520 кг, вес пустого-5800 кг. Хорошие пилотажные качества, большая скорость(до 540 км/час) и значительный потолок (8800 м) позволяли использовать Пе-2 для решения многих боевых задач. В годы Великой Отечественной войны Пе-2 стал основным фронтовым бомбардировщиком. Прославленный командир пикировщиков дважды Герой Советского Союза Иван Семёнович Полбин особенно ценил этот самолёт.
.